В чем Ваша ВЫГОДА помповой терапии? Подробнее

Психологические аспекты, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ пациентов с сахарным диабетом

Взаимосвязь психологического и физического здоровья очевидна.

Она особенно явно наблюдается у пациентов, страдающих сахарным диабетом, поэтому индивидуальное внимание со стороны врачей для них необходимо.

Каждый такой человек испытывает повы-шенную потребность в поддержке медицинских специалистов.

Когда человеку ставится диагноз сахарный диабет – возникает необходимость жесткого контроля над болезнью и её осложнениями, что кардинальным образом меняет жизнь людей, нарушая их психологическое и физиологическое равновесие.

В обязанности врачей входит донесение до пациента информации о том, как жить с са-харным диабетом. Инструкторам, работающим в школах для таких пациентов надо регу-лярно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию.

Это заболевание связано со специфическими условиями, при которых индивидуальные черты характера пациента могут проявиться особенно ярко. Поэтому в подобной ситуации нужен индивидуальный подход к каждому пришедшему на прием человеку, учитывающий проявление особенностей личности в рамках постоянно меняющихся условий внешней среды. Но вне зависимости от текущих обстоятельств, люди, страдающие сахарным диабетом, нуждаются во внимании со стороны врачей, работающих в школе таких для пациентов.

В этом документе вы можете ознакомиться со способами, посредством которых воз-можно создание для пациентов благоприятной атмосферы, способной избавить их от пси-хологических проблем, возникших из-за сахарного диабета, а также достичь совместными усилиями простого метаболического контроля этого заболевания.

Имеется прямая связь между нормальным самоконтролем, компенсацией сахарного диабета и информационными знаниями пациентов о своей болезни. Но на занятиях в школе по обучению людей с сахарным диабетом инструкторы часто сталкиваются с такой ситуацией, при которой, имея полный спектр знаний, пациенты не прикладывают никаких усилий для применения этой информацией в повседневной жизни. Чаще говорят так: все понятно, но не могу запомнить; все прослушал, но непонятно; все запомнил, но не могу применить на практике.

Пациенту в первую очередь необходимо четко ставить перед собой такие цели, для до-стижения которых ему будет крайне важно сохранить здоровье, а значит ваши рекоменда-ции в такой ситуации, скорее всего, будут выполнены.

Компенсация сахарного диабета – не жизненная цель сама по себе.

Для достижения различных жизненных целей, таких как: создание семьи или карьеры, воспитания детей, путешествий необходимо поддержание здоровья. Поэтому вместе с па-циентом нужно будет определить такой спектр жизненных целей, который представляет для него важность и реализация которого не представляется возможной в рамках безраз-личного отношения к своему здоровью.

Выполняя эти жизненные правила, пациент с сахарным диабетом, можно сказать, забывает о своей болезни, потому что здоровье при должном контроле у него станет такое же, как и у обычного человека. Будет только образ жизни, цель которого направлена на достижение положительного результата. Допустим, если человек с плохим зрением наденет очки - он восстановит у себя зрительную функцию (пример образа жизни). При этом субъективно он не будет считать себя больным, а ношение очков для него является автоматическим процессом. Точно так же необходимо поступать пациенту с сахарным диабетом.

По определению ВОЗ здоровье представляет собой взаимосвязь физического, социального и социального благополучия.

Необходимо понимание то, что любое заболевание хронического порядка способно нанести пациенту и его родственникам сильнейшую психологическую и социальную трав-му. Ведь многие больные сахарным диабетом вынуждены, например, бросать работу, что неблагоприятным образом сказывается на их финансовом благополучии.

И в связи с этим вместе с метаболической компенсацией остро стоит вопрос о социаль-ной адаптации пациентов с сахарным диабетом.

Здесь важно наладить взаимоотношения пациента с лечащим врачом. Сделать это мож-но, исходя из таких принципов, которые используются при взаимоотношении родителей с детьми. Актуален также вопрос о недоверии пациента медицинскому специалисту, поэтому необходимо найти такого врача, которому бы человек доверял. Иначе достичь реального улучшения здоровья будет трудно.

Родитель – ребенок.

Пациент приходит на прием к врачу в качестве просителя, говоря: «Здравствуйте! Помогите…» (следует обычный перечень жалоб)…Пропишите мне лекарство, которое поможет». Медик смотрит на пациента сверху вниз: «Вам уже не раз говорили, что станет только хуже, если будете продолжать курить, злоупотреблять сладостями и т.д. Вы пропустили все рекомендации мимо ушей. Безусловно, я вам выпишу лекарство и не одно».

Лекарства выписаны. Пациент выходит на улицу, и часть рецептов просто выбрасывает, а вторую часть засовывает куда-нибудь подальше. После он закуривает сигарету, покупает упаковку пирожных и т.д. Все условия ритуала соблюдены: пациент исполнил свою роль, и медик тоже исполнил свою роль. Но пациенту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Врачу с точки зрения психологии комфортно ощущать себя в роли сильного покрови-теля и пациента это вполне устраивает, потому что создается впечатление, что как-будто он свои проблемы передает врачу, тем самым снимая с себя всю ответственность.

Ребенок – ребенок.

Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, в процессе которой и врач и пациент находятся в позиции ребенка.

1. Пациент: «Здравствуйте. У меня ухудшилось состояние»

Врач: «Я ничего не могу сделать, это же сахарный диабет!»

2. Родитель ребенка, который более: «У него повысился сахар!»

Врач: «А что здесь сделаешь: это особенности переходного возраста». Пациент выхо-дит из клиники, никак не изменив ситуацию и оставшись в позиции ребенка, впрочем, как и врач. Все свои роли сыграли.

Родитель – родитель.

Медик сообщает пациенту, пришедшему на прием: «Сейчас выпишу лекарство».

Пациент хочет остаться при своем мнении: «Да иди ты со своим рецептом»

Такой вид взаимоотношений с медиком не будет способствовать достижению хорошего здоровья у пациента. Надо что-то менять. Если вы пациент - не стоит думать, что первый шаг должен сделать врач и не надо считать, что меняться бессмысленно, если вы -медик.

Партнер – партнер.

При этом типе взаимоотношений пациент нормально сотрудничает с лечащим врачем. Суть общения заключается в том, что человек готов брать на себя отвественность за свое здоровье и выполнять все рекомендации мединского специалиста по образу жизни, диете и т.д. Врач здесь только в роли консультанта или партнера.

Такой пациент не приходит в клинику в роли просителя, он знает, чего хочет и какие вопросы планирует задать врачу. Медик в этом случае помогает пациенту, давая ему рекомендации.

В рамках обучающей программы задача врача обучить пациента и при необходимости членов его семьи правильному реагированию на те или иные ситуации, связанные с сахарным диабетом.

Оптимальным вариантом, конечно, будет ситуация, когда у медика сложатся партнерские отношения с пациентом. В идеале такие отношения должны быть не только между пациентом и врачом, но и между пациентом и обществом, а также врачом и обществом. Это вполне реально, если и пациент, и врач примут решение изменить общественное мнение по отношению к этому заболеванию.

Еще совсем недавно считалось, что о здоровье населения должно заботится государство, болеть многим было выгодно (оплачиваемый больничный лист и т.д.). Сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Здоровье человека теперь, кроме него самого, по сути никого не интересует. Более того, оно стало важной составляющей в рамках личных достижений, зарабатывания денежных средств и т.д. Поэтому пациент сам должен взять на на себя ответственность за свою жизнь, а врач – лишь партнер, который помогает определить правильное направление в сохранении здоровья.


 
Контакты: www.medmag.ru, 129110 Москва, ул. Щепкина, д.47 стр.1, офис 6, Тел.8 (495) 221-22-76, E-mail:[email protected]